Адмирал цур зее
Все умирают, но далеко не все - живут. (с)
В Челнах летчик строит настоящие самолеты


Три года челнинский авиалюбитель Ирек Вильданов строил самолет У-2, который является точной копией знаменитых самолетов, выпускавшихся в нашей стране с 1928 по 1954 год и прошедших всю войну. Теперь челнинский самолет практически готов взлететь в воздух. У его создателя были планы совершить на нем первый полет 9 Мая, но по техническим причинам дебют летательного аппарата должен состояться летом.



Мы встретились с Иреком в мастерской, пахнущей далеко не соляркой, а деревом: оказывается У-2 целиком сделан из дерева. На наш немой вопрос мастер с усмешкой ответил:

– Именно такими они были, целиком деревянными, а ведь служили в войну бомбардировщиками, работали в санитарной авиации, а крылья у них сделаны из ткани перкаль, покрытой специальным составом. И это при том, что немцы летали на металлических алюминиевых самолетах. Мой самолет – точная копия знаменитого У-2, ткань я нашел на единственном предприятии в стране, которую до сих пор выпускают для самолетов, на нем стоит даже родной двигатель 1940 года выпуска и оригинальные шасси.

Между прочим, к нашему удивлению, шасси даже не потрескались от времени, ведь они сделаны не из современной резины, а из натурального каучука. Даже все технические характеристики будут сохранены — крейсерская скорость — 140 км/ч, высота полета — 3 км. Кстати, мастер взялся за этот самолет не случайно. И тут прослеживается даже некоторая мистическая связь. Дело в том, что удивительным образом совпали две вещи. Во-первых, три года назад он заполучил этот самый раритетный мотор, а во-вторых, У-2 в его семье имеет особое значение.

– Я не случайно начал делать именно этот самолет и хотел закончить его к 9 Мая, пригласить на его первый полет своего дядю героя Советского Союза Сабира Ахтямова и удивить его, - рассказывает Ирек Вильданов. - Дело в том, что У-2 для него имеет особое значение. Еще перед войной в их деревне экстренно сел У-2, у него прохудился бензобак. Дяде тогда было лет 15, и он работал кузнецом. Летчики обратились к нему, чтобы он помог запаять бензобак, а в благодарность за работу прокатили его на У-2. Для деревенского подростка это было целым событием в жизни, которое он никогда не забывал. Правда, когда началась война, дядя не стал летчиком, остался на земле - стрелял по танкам из противотанковых орудий.

А вот связать свою жизнь с самолетами Иреку Вильданову помог другой дядя, который был летчиком и своими романтическими историями увлек пацаненка.

– Я летчик 3 класса авиации ДОСААФ. В детстве ходил в авиамодельный кружок, потом, когда школу закончил, сам год этот кружок и вел на станции юных техников при школе №16. Ходил в клуб «Горизонт» в 18 комплексе. А еще занимался в 3/03 - там был филиал станции юных техников. Поступил в Иркутское авиационное училище, получил специальность техническая эксплуатация воздушных судов. Работал в аэропорту Бегишево. У меня был и свой аэроклуб, но в 90-х я его закрыл. Сейчас я председатель клуба любителей авиации, - перечисляет вехи своей жизни Ирек.

А еще в его послужном списке четыре сделанных своими руками самолета, нынешний У-2 – уже пятый. На первом самолете Ирек Вильданов разбился, у аппарата отказал двигатель, несколько других самолетов сейчас летают где-то в Волгоградской области. А вот уже практически готовый У-2 он отдавать не собирается.

– Если все сложится благополучно, то в августе повезу его на Московский авиасалон. Буду участвовать с ним и в других фестивалях и конкурсах, - делится Ирек.

Сейчас же, чтобы довести У-2 до ума, осталось только его покрасить (цвет будет исторический — хаки, а на борту — красные звезды), установить некоторые мелочи. Стартовать создатель самолета решил в торжественной обстановке, с приглашением ветеранов, журналистов, первых лиц города. Запуск должен пройти на площадке возле деревни Азьмушкино. Это мероприятие состоится, по мнению Ирека Вильданова, благодаря не только его собственному упорству, но и помощи многих челнинцев.

– И деньгами помогают, и техническую помощь предлагают. Вот, например, Сергей Варламович Екимов, руководитель компании «Автодизайн», предоставил помещение, инструменты и оборудование. Еще один спонсор помог купить материалы. «КАМАЗ-Мастер» помог: нигде не мог выточить кольцо моторамы, а они на своей площадке это сделали. Даже из Сарманово приезжает один помощник, когда нужны токарные работы, он производит их в своей мастерской. Есть у меня и два постоянных помощника, с которыми мы все выходные проводим у самолета, - говорит самолетостроитель.

Сейчас, когда У-2 практически готов, Ирек Вильданов уже строит планы по поводу следующего самолета. Теперь хочется ему сделать французский Блерио-11. Самолет, который стал основоположником бурного развития авиации, а его конструктор впервые перелетел на нем пролив Ла Манш в 1909 году.
Наталия Гарипова
Источник

@темы: авиация, будни, картинки, новости, ссылки